31 марта Центр при поддержке министерства образования Ставропольского края провелXIII ежегодную краевую конференцию специалистов служб психолого-педагогического сопровождения системы образования Ставропольского края «ДО 16 И СТАРШЕ…ПРАКТИКА ОКАЗАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ».
Конференция прошла на базе МБОУ СОШ № 20 г. Михайловска.Основная цель конференции – обмен и обобщение опыта использования современных технологий и практик оказания комплексной профилактической психолого-педагогической помощи подросткам.
Открытием конференции стало выступление со спектаклем «Гуси-лебеди» учащихся театральной мастерской Центра социально-трудовых компетенций для детей с нарушениями развития, которая с 2016 года функционирует на базе нашего Центра. Постановка была приурочена ко Всемирному дню информирования о проблеме аутизма в рамках региональной площадки инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди (30 марта – 2 апреля 2023 г.). Благодарим наших педагогов – Анжелику Сергеевну Ткаченко и Алексея Дмитриевича Скорнякова за чудесную постановку. Благодарим логопеда Центра Елену Петровну Аверину за потрясающую актерскую игру и волонтера Центра – Юлиану Белоглазовуза помощь нашим актерам.
С приветственными словами к участникам конференции обратилась Наталия Олеговна Тимошенко, начальник отдела специального образования, охраны и укрепления здоровья министерства образования Ставропольского края. Наталия Олеговна подчеркнула важность проводимого мероприятия для открытого диалога специалистов, оказывающих психолого-педагогическую и профилактическую помощь подросткам в образовательных организациях края.
В пленарной части психолог Центра, менеджер молодежных проектов информационного агентства сервиса психического здоровья АНО «ПроПси» Глеб Вадимович Шерстобитов представил доклад об актуальных проблемах подростков и молодежи (из опыта работы кабинета онлайн-консультирования «ПроПсиТин»).
В рамках интегративной супервизии приглашенные эксперты – Сергей Русланович Григорьянц, победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Педагог-психолог России», Наталья Викторовна Григорьева, руководитель методического объединения Шпаковского муниципального округа, заместитель директора МБОУ «Лицей №2» г. Михайловска, Надежда Ивановна Киричек, воспитатель учебного курса ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» – обсудили возможный план работы со случаем подростка, столкнувшегося с эмоциональными и социальными трудностями. Ведущим интегративной супервизии выступил методист и супервизор Центра Алексей Михайлович Корюкин, председатель Совета Информационного агентства сервиса психического здоровья «ПроПси», член Международной психоаналитической ассоциации. Действительный член Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации. Председатель Южно-Российского психоаналитического общества, член Международной ассоциации ранних психозов (IEPA), член Русскоязычной группы Международного общества психологических и социальных подходов к психозам (ISPS.ru).
В рамках профессиональной секции психологов были проведены следующие семинары:
— «Групповые формы работы с подростками» (в формате деловой игры участникам было предложено обозначить, обсудить и найти пути решения проблем организации, содержания, анализа динамических аспектов групповых форм работы с подростками: сеттинг, роль ведущего, ролевые позиции участников и другие практические вопросы).Ведущие – психологи Центра Людмила Петровна Тупица и Глеб Вадимович Шерстобитов.
— «Нарушения поведения подростка и его коррекция. Точки приложения психологического и психиатрического вмешательства» (врач-психиатр на реальных примерах из практики рассмотрела совместно с участниками алгоритм действий школьного психолога в случае нарушения поведения и психических нарушений у подростков).Ведущая семинара – Анастасия Олеговна Василенко, кандидат психологический наук, врач-психиатр медицинского центра «Мой доктор» (г. Ставрополь).
— «Кейс-технологии как инструмент повышения профессиональной компетентности педагога-психолога в работе с подростками, имеющими дезадаптивные формы поведения» (ведущие познакомили участников с кейс-технологиями и их применением в образовательной деятельности). Ведущие семинара — Татьяна Николаевна Лыкова, педагог-психолог ГБОУ «Психологический центр» г. Невинномысска, Даниил Андреевич Заикин, педагог-психолог ГБОУ «Психологический центр» г. Невинномысска
В секции логопедов были проведены семинары на редко обсуждаемые темы:
— «Особенности логопедической работы с подростками» (рассмотрены особенности речевого развития подростков, предпосылки нарушений и характер специфических ошибок в письменных работах учащихся среднего звена). Ведущая – Наталья Николаевна Зольникова, учитель-логопед МБОУ СОШ № 5 г. Михайловска.
— «Влияние мессенджеров и социальных сетей на речь подростков. Взгляд логопедов» (мессенджеры и социальные сети: вред или польза? Каковы основные причины виртуального общения людей? Как именно влияют социальные сети на язык современных подростков? Эти и подобные вопросы обсуждались участниками в рамках семинара).Ведущая семинара — Наталья Александровна Алимова, логопед Центра.
В рамках профессиональной секции социальных педагогов проведены семинары:
— «Социальный педагог – новые образовательные решения в профилактике ПАВ. Технология использования видео контента в профилактической работе с подростками» (рассматривались вопросы организации бесед с подростками о наркотиках так, чтобы не игнорировать тему и не привлекать внимание к ней.Участники семинара опробовали эффективность технологии, предложенной ведущей семинара).Ведущая – Наталья Юрьевна Звягинцева социальный педагог Центра.
— «Ребёнку нужна помощь. Клинические аспекты в подходе педагогов к профилактике нарушений поведения подростков» (медицинский психолог обсудила с участниками признаки самоповреждающего или суицидального поведения подростков, а также действия педагогов в подобных ситуациях). Ведущая семинара – Анна Александровна Толстова,медицинский психолог ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница №1».
На заключительной дискуссии участники конференции подчеркнули важность диалогового формата конференции, открытого обмена опытом и мнениями.
В конференции приняли участие 115 краевых специалистов (педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, представители администраций образовательных организаций края).