25 марта 2014 года в г. Михайловске, на базе СОШ № 1 прошла 5-ая ежегодная краевая конференция специалистов служб сопровождения Ставропольского края «ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДЫ».
Цель конференции — содействие развитию практики включения ребёнка, имеющего трудности в развитии, поведении, усвоении образовательных программ в среду учреждений дошкольного и среднего образования, эффективной организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
В конференции приняло участие 130 человек. Отметим широкое профессиональное представительство специалистов, для которых тема и программа конференции явилась актуальной. Это и традиционные участники мероприятия: педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, педагоги коррекционно-развивающего обучения, и новые участники: воспитатели, педагоги средней и высшей школы, администраторы образовательных учреждений. Активное участие в конференции приняли родители/законные представители детей с ограниченными возможностями здоровья.
С приветствием к участникам конференции обратилась директор ГБОУ «Психологический центр»
г. Михайловска Елена Николаевна Корюкина, обозначив актуальность и ценность для специалистов и родителей детей с особыми образовательными потребностями совместного обсуждения вопросов, проблем, тревог, перспектив и возможностей инклюзивного образования. Елена Николаевна подчеркнула, что данная конференция – это первая возможность для специалистов и родителей Ставропольского края совместно размышлять о том, как реализовывать право детей с ОВЗ обучаться вместе со всеми в соответствии с вступившим в силу «Законом об образовании в РФ».
В пленарной части с докладом «Психологически безопасная образовательная среда: теория и практика проектирования» выступила Игропуло Ирина Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «Северо-кавказский федеральный университет». Ирина Федоровна подчеркнула, что развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность Центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке, обеспечили возможность серьёзного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии, отмечает Ирина Федоровна, означает изменение представления о том, что проблемой является ребёнок, и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования. Доклад Игропуло И.Ф.
Второй доклад пленарной части конференции — «Психологически безопасная образовательная среда: родительский взгляд» представил Горяйнов Михаил Александрович, папа девочки с особыми образовательными потребностями, которая на данный момент является ученицей 4-го класса общеобразовательной школы. Михаил Александрович отметил, насколько важно для его ребёнка находиться в среде образовательного учреждения, общаться со своими сверстниками и педагогами. Он также поделился тревогами относительно дальнейшего обучения дочери: её перехода в среднюю школу. Для сохранения достижений в развитии девочки и дальнейшей социализации посредством ресурсов среды образовательного учреждения особенно важно, отметил Михаил Александрович, чтобы и родителями, и педагогами, и администрацией учреждения были созданы комфортные для ребёнка психолого-педагогические и технические условия обучения.
Участники в дискуссионных группах обсудили доклады, представленные в пленарной части конференции.
В рамках деловых игр «Проектирование индивидуальной образовательной среды для ребёнка с особыми образовательными потребностями», участникам было предложено спроектировать адекватную образовательную среду и план сопровождения для конкретного ребёнка по предложенному описанию его особенностей и особенностей его семьи, а так же понять, что способствовало и что препятствовало выполнению данного задания.
Завершающим мероприятием конференции была общая дискуссия «Психологически безопасная среда: общий взгляд», в рамках которой участники представили планы сопровождения, составленные в ходе деловых игр, поделились возникшими переживаниями, размышлениями, идеями.
Общим итогом конференции стало понимание необходимости совместного диалога между специалистами и родителями, активного участия и привлечения опыта друг друга. Также участники конференции говорили о возможности создания оптимального образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями при условии индивидуальной включенности, инициации и построения сети личностно-деловых контактов специалистов образовательных учреждений, разработки необходимых нормативно-правовых и регламентирующих документов как опоры для реализации целей и задач инклюзивного обучения.