1 ноября состоялась XIV ежегодная краевая конференция специалистов служб психолого-педагогического сопровождения системы образования Ставропольского края на тему: «Психологическая служба системы образования Ставропольского края: прошлое, настоящее, будущее».
Конференция организована ГБОУ «Психологический центр» г. Михайловск, ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г.-к. Кисловодска при поддержке министерства образования Ставропольского края.
Цель конференции: обмен опытом, обсуждение и экспертиза региональной модели психологической службы профессиональным сообществом педагогов-психологов и администраторов системы образования Ставропольского края. Конференция позволила психолого-педагогическому сообществу определить пути реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего и среднего профессионального образования в РФ на период до 2030 года, утвержденной министром просвещения РФ 18 июня 2024 г.
Открытием конференции стал «Психологический театр» – выступление учащихся театральной мастерской Центра социально-трудовых компетенций для детей с нарушениями развития государственного бюджетного образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» города Михайловска (далее – ГБОУ «Психологический центр» г. Михайловска).
С приветственными словами к участникам конференции обратилась Наталия Олеговна Тимошенко, начальник отдела специального образования, охраны и укрепления здоровья министерства образования Ставропольского края. Наталия Олеговна подчеркнула важность проводимого мероприятия для открытого диалога специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь в образовательных организациях края. Главный внештатный психолог края Бондаренко Елизавета Владимировна подчеркнула важность мероприятия и обсуждения актуальных проблем и перспектив развития психологической службы края.
В работе конференции приняли участие 129 педагогов-психологов муниципальных и государственных образовательных организаций, педагогов-психологов государственных организаций высшего и среднего профессионального образования, руководителей методических объединений педагогов-психологов, руководителей образовательных организаций, курирующих работу ППк, руководителей психологических центров, представителей некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны психического здоровья.
В пленарной части конференции с докладом «Психологическая служба системы образования Ставропольского края: начало» выступил Пешков Сергей Николаевич – психолог, методист, супервизор ГБОУ «Краевой психологический центр» г. Ставрополь, действительный член Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации, общества психоаналитической психотерапии (г. Москва).
С докладом «Портрет психологической службы Ставропольского края: настоящее» выступила Татаренко Оксана Владимировна – заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ «Психологический центр» г. Михайловска, кандидат психологических наук, рецензент краевой инновационной площадки в сфере образования Ставропольского края «Региональная комплексная модель психологической службы в системе образования Ставропольского края». Оксана Владимировна представила аналитические данные по проведенному в 2023 году онлайн-опросу субъектов образовательного процесса по вопросам деятельности психологической службы края.
Слюсарева Елена Сергеевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной психологии и психофизиологии ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», научный консультант краевой инновационной площадки в сфере образования Ставропольского края «Региональная комплексная модель психологической службы в системе образования Ставропольского края» выступила с докладом «Модель психологической службы системы образования: региональный проект». Елена Сергеевна представила проекты концепции психологической службы края, организационную и организационно-функциональную модели службы.
Во второй части конференции участники работали в проблемно-дискуссионных группах, разрабатывая проекты алгоритмов работы с разными целевыми группами детей, обозначенными в федеральной концепции развития психологической помощи. Так, педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций обсуждали алгоритмы работы с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью, детьми из семей беженцев и переселенцев, детьми из дисфункциональных семей, детьми участников СВО. Педагоги-психологи общеобразовательных организаций обсуждали алгоритмы работы с учащимися с ОВЗ и инвалидностью, учащимися из дисфункциональных семей, из семей беженцев/вынужденных переселенцев, учащихся с высоким суицидальным риском, в ситуациях буллинга, а также учащихся участников СВО.
В ходе общей дискуссии «Психологическая служба системы образования: перспективы» участники конференции озвучили вопросы, связанные с совершенствованием организационно-управленческой, нормативно-правовой, научно-методической и информационной базы системы оказания психолого-педагогической помощи, проблематика совершенствования системы внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, а так же повышение уровня доверия участников образовательных отношений к возможностям психолого-педагогической помощи и повышение престижа профессиональной деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).
Участниками конференции была принята итоговая резолюция, в которой отражены следующие рекомендации:
- Создать систему взаимодействия службы психологического сопровождения, педагогов-психологов образовательных организаций и администрации образовательных организаций Ставропольского края, направленную на усиление роли психологической службы в образовательной организации.
- Создать информационное пространство для эффективного профессионального взаимодействия практикующих педагогов-психологов, руководителей методических объединений, руководителей образовательных организаций, курирующих работу ППк, руководителей психологических центров для решения актуальных вопросов образовательного процесса.
- Инициировать использование образовательными организациями представленной на конференции модели психологической службы Ставропольского края.
- Принять к сведению актуальное состояние основных потребностей, проблем, ресурсов системы организации психологической помощи в образовательных организациях Ставропольского края. Исходя из полученных данных, выстроить систему поддержки педагогов-психологов Ставропольского края.
- С целью повышения эффективности деятельности психологической службы Ставропольского края: рассмотреть создание Совета руководителей психологических служб районов и городов Ставропольского края.