Материалы 9-ой ежегодной краевой конференции, организованной центром «Аутизм. Строим мосты, преодолеваем барьеры», 30 марта 2018 г
Конференция инициирована и организована ГБОУ «Психологический центр» г. Михайловска при поддержке министерства образования Ставропольского края.
Специфика Конференции, организованной в этом году, заключалась в особой теме, представляющей интерес для многих практикующих специалистов и управленцев: интеграция детей с РАС в образовательную и социальную среду. Отметим, что это первая краевая практическая конференция, посвященная проблеме аутизма.
В пленарной части с приветственным словом к участникам обратилась директор центра – Корюкина Елена Николаевна. Она отметила всё большую растерянность, возникающую у специалистов, когда к ним приходит ребёнок с РАС: будь то в класс, на логопедические или дефектологические занятия, в психокорекционную работу. Поэтому так важно собираться специалистам вместе и обсуждать возникающие сложности и обмениваться накопленным опытом.
В пленарной части конференции участникам были представлены два доклада, обобщающие представления и опыт работы специалистов и администраторов центра с детьми с РАС, организации психологической помощи и обучения.
В докладе заместителя директора по научно-методической работе центра, кандидата психологических наук Татаренко Оксаны Владимировны «Аутизм. Строим мосты, преодолеваем барьеры», в частности, отмечается, что ведущим компонентом помощи является понимание субъективного мира ребёнка с РАС, которое и должно определять направления диагностики, стратегию и тактику коррекционного и терапевтического вмешательства и обучения ребенка. В докладе представлена в обобщенном виде система помощи детям с РАС, существующая в центре и основанная на понимании его потребностей на разных этапах развития. В заключении Оксана Владимировна отметила, что барьеры и мосты, обозначенные в теме конференции и доклада индивидуальны для каждого специалиста, как и для каждого ребенка. Для их осознания и преодоления необходима специальная профессиональная методическая среда. Таковой может стать, в частности, разрабатываемая центром программа поддержки инклюзивного обучения для педагогов, в чьих классах учатся дети с РАС, а также программа практико-ориентированных семинаров для психологов, работающих с детьми с РАС.
В докладе учителя-логопеда центра Авериной Елены Петровны «Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с РАС» отмечено, что главной целью обучения детей с РАС должно быть обеспечение возможностей для успешности не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: воспитателями, учителями, детьми, родственниками. «Для того чтобы помочь ребенку, прежде всего, нужно «прислушаться» к нему и устроить окружающую среду (в том числе образовательную) так, чтобы создать у него ощущение безопасности». Елена Петровна в своем докладе представила возможности средового подхода к обучению детей с РАС, подробно рассмотрев виды сред, средства образования, которые помогают создавать оптимальную среду для ребенка.
В дискуссионных группах после пленарной части, участники, в частности, размышляли о различиях в подходах к оказанию помощи детям с РАС, в частности, о распространении АВА-терапии и пропаганде «быстрых и эффективных» методов, которые существенно отличаются от подхода, представленного специалистами центра.
Во второй части конференции участникам была предоставлена возможность в формате балинтовских групп (для педагогов) и дидактической супервизии (для психологов) рассмотреть и проанализировать случаи из практики работы, которые оцениваются как «трудные». Целью данных форм взаимодействия специалистов являлось появление целостного понимания сути возникших сложностей, новых ресурсов во взаимодействии с ребёнком с РАС, расширение арсенала концепций, подходов, тактик в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе с ребёнком с РАС.
Общая дискуссия, на которой участники и организаторы подводили итоги конференции и размышляли об актуальных вопросах оказания помощи детям с РАС, специалисты отмечали важность темы и потребность в понимании конкретных приёмов работы психологов и педагогов. Ведущая общей дискуссии, директор центра Елена Николаевна Корюкина, подчеркнула, что для самих специалистов важно определить круг конкретных областей «не знания» и «не понимания», который поможет им более чётко формулировать запрос на развитие собственной профессиональной компетентности в области оказания помощи детям с РАС.
Заключительным мероприятием конференции, вот уже второй год, стало представление от мастерской театра кукол отделения социально-трудовых компетенций для детей с нарушениями развития, которое успешно работает в центре с 2015 года. В этот раз зрителям – участникам конференции и специально приглашенным гостям – был представлен уникальный рэп-спектакль «Теремок». Художественным руководителем, режиссером постановки и главным педагогом мастерской является давний друг и партнёр центра Наталья Ледовских. И вновь, дети подарили себе и зрителям минуты радости и удовольствия!
Во время конференции так же проходила выставка-ярмарка изделий гончарной и художественной мастерских отделения социально-трудовых компетенций для детей с нарушениями развития.
В конференции приняли участие специалисты из восьми районов края: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, педагоги, представители администрации. Всего конференцию посетил 51 человек.
Материалы конференции можно посмотреть, перейдя по ссылке http://www.psycentr-mikhaylovsk.ru/konferentsiya-2018/